Часто нашим коммунальным службам ставят в пример работу их западных коллег. Мол, там используются безвредные и экологичные антигололедные материалы. Вот, например, гранитная крошка в Скандинавии. Мало того, ее еще можно повторно использовать, это же какая экономия!
На самом деле все далеко не так. Специалисты Уральского завода противогололедных материалов (крупнейшего производителя реагентов в России) ездили в Швецию и встречались там с представителями дорожно-строительных организаций и исследовательских институтов, которые поделились секретами зимнего содержания дорог. Во-первых, гранит, конечно, используют, но далеко не везде. В основном гранитным щебнем и гранитным песком обрабатывают региональные трассы или улицы с низкой интенсивностью движения, которые содержатся под снежным покровом.
Во-вторых, дороги с высокой интенсивностью (свыше 1500 автомобилей в сутки) убираются до черного асфальта и ни в коем случае ни песок, ни гранит на асфальт или на лед не сыпят, ведь он только усугубит ситуацию, создавая «роликовый эффект». Гранитная крошка в том числе очень сильно стирает дороги. Появление колеи из-за использования шипов и гранита - основная “головная боль” шведских дорожников. Чтобы сохранить покрытие в городе, в Стокгольме вместо гранита используют более мягкий мраморный щебень. Хотя мрамор по стоимости в Швеции выше, чем гранит, но замена и ремонт дорог обходится им еще дороже. Также использование гранита в качестве противогололедного материала ведет к окаменению почв, и их приходится заменять (до полуметра вглубь!) раз в несколько лет. Более того, при измельчении гранитной крошки колесами машин образуется пыль, которая впитывает в себя автомобильные и промышленные отходы, а затем поднимается в воздух, загрязняя его.
Во-вторых, в Швеции, как и во всем мире до черного асфальта дороги убирают с помощью противогололедных реагентов: жидких и твердых солей. Широко используется превентивная обработка покрытия перед снегопадами и гололедом, а также комбинированная технология “смачивания”, когда жидкий и твердый реагенты применяются вместе. Это позволяет снизить норму расхода противогололедных материалов до 30% и повысить их эффективность и скорость срабатывания.
В-третьих, в Швеции не очищают гранитную крошку и повторно ее не рассыпают на дороги. Очистить гранит от промышленных и автомобильных отходов (отмыть и продезинфицировать) - очень дорого и трудозатратно. Задействуется большое количество воды, также после промывки крошки остаются вредные отходы, которые нужно утилизировать и, соответственно, потратить на это деньги. Кроме того, сначала нужно собрать гранитную крошку с помощью специальной сложной техники, отвезти в пункты очистки, потом - уже очищенную - на хранение. Такие многочисленные транспортировки не только превращают гранитный щебень в “золотой, но и неблагоприятно влияют на окружающую среду, так как увеличивается количество выхлопов автомобилей в результате собирания-доставки-чистки-складирования. Нужно еще сказать о том, что чаще всего за зиму гранитная крошка настолько измельчается колесами машин, что использовать ее «по второму кругу» невозможно при всем желании.
Поэтому в Швеции гранитную крошку, да, собирают. Ее не моют и не рассыпают заново. Максимум, что может быть - это использование этого щебня в качестве устилающего слоя при строительстве или ремонте дороги, но никак ни повторная жизнь, как противогололедный материал. Но чаще всего гранитный щебень в Швеции оказывается на свалке. Страна находится на гранитной плите и дешевле накопать новый, чем мыть старый.
В России на самом деле до 60% региональных трасс зимой также содержится под снегом. Это возможно лишь в тех климатических зонах, где возможен стойкий снежный покров всю зиму. Как правило, это регионы Сибири и Крайнего севера. При таких условиях использование гранитного щебня вполне оправдано. Но на трассах, где бывают перепады температур, интенсивность движения выше 1500 автомобилей в сутки или в городах, использование гранита на проезжих частях нецелесообразно.
Во-первых, потому что при высокой интенсивности движения, даже плотный снежный покров плавится под колесами автомобилей и на поверхности появляется ледяная корка. Гранитный щебень или песок, рассыпанный на льду, не повышает коэффициент сцепления, а только вылетает из-под колес “шрапнелью”.
Во-вторых, в климатических зонах с неустойчивым снежным покровом перепады температур превращают слой снега в гололед. В таких условиях наиболее безопасное содержание проезжей части - очистка его до черного асфальта. Также делают и в Швеции. А до черного асфальта очистить можно только с помощью противогололедных материалов. Как, в том числе, делают в Швеции.