Зимой 2015-2016 власти Петербурга фактически отказались от применения солесодержащих составов для борьбы с гололедом. Прессе было сказано, что отныне в приоритете механическая уборка, а из противогололедных материалов (ПГМ) будет использоваться только пескосоляная смесь (процент соли в которой, к слову, ничтожно мал). Как можно было додуматься игнорировать плавящие составы в крупном городе, где дороги согласно законодательству РФ должны очищаться до «черного» асфальта, сказать трудно. Скорее всего Комитет по благоустройству попытался замаскировать свою некомпетентность благими мотивами. Ведь в январе 2016, как вы помните, выпало очень много снега, который дорожники, видимо, просто не успели убрать. И радостно заявили, что так и было задумано - «экологичная уборка»! Сначала Санкт-Петербург отказ от реагентов воспринял нормально - горожане не жаловались, так как стояли морозы и ходить по хрустящему снежку было вполне комфортно.
Самое «интересное» началось вместе с оттепелью… Улицы стали настолько скользкими, что людям приходилось передвигаться едва ли не ползком - по словам медиков, пешеходы получали намного более серьезные травмы, чем обычно. Количество же аварий из-за гололеда просто зашкаливало: за январь-февраль 2016 произошло в два раза больше таких ДТП, чем за всю зиму 2015 года, когда применение реагентов еще не было под запретом.
Казалось бы, после этой катастрофы Комитет по благоустройству должен был принять меры, чтобы не допустить подобного следующей зимой. Но в начале зимнего сезона 2016-2017 было заявлено, что город продолжит сидеть на бессолевой диете. Результат плачевен - суды Петербурга буквально завалены исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу падениями и авариями из-за гололеда. И больше всего пострадавших от бесчеловечного эксперимента волнует, кто ответит за травмы и ДТП?
По закону ответственность за уборку тротуаров и придомовых территорий несут ЖКХ (жилищно-коммунальные хозяйства), ТСЖ (товарищества собственников жилья) и управляющие компании. Они в своей работе обязаны руководствоваться требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Эти документы требуют в случае гололеда и скользкости оперативно обрабатывать тротуары, пешеходные дорожки, дворовые территории противогололедными материалами.
За состояние проезжей части несут ответственность дорожные службы, которые руководствуются в первую очередь Национальным ГОСТ-Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Подробнее о нем можно прочитать здесь.
Отметим, что согласно этому документу минимальный коэффициент сцепления колес с дорогой должен быть не ниже 0,3. Исследования показывают, что посыпка наледи пескосолью не позволяет достичь такого показателя. Поэтому, если дорожники используют этот ПГМ, велик шанс при проверке или в случае ДТП из-за НДУ (неудовлетворительных дорожных условий) получить штраф или взыскание, так как подрядчик не предпринял все меры по устранению опасных явлений на дороге.
Живой пример - ситуация, когда петербуржец отсудил 300 тысяч рублей за перелом ноги, полученный на скользком пешеходном переходе. Неужели проще выплачивать такие штрафы, чем нормально убирать улицы? Главе Комитета по благоустройству давно пора понять, что в таком городе, как Санкт-Петербург, отказ от реагентов неприемлем!