Зимняя уборка дорог - сложный многоуровневый процесс, и важное место в нем занимает процедура утилизации снега. Чтобы проводить ее правильно, необходимы снегоплавильные установки.
Почему бы просто не свозить снежную массу на снегосвалки, как делают во многих российских городах, спросите вы? Дело в том, что это очень дорого - нужно заплатить за каждую тонну снега. Кроме того, увеличивается нагрузка на транспортную систему - задействуется большое количество грузовых машин, вереницы которых провоцируют возникновение пробок. И это не говоря об увеличении количества выбросов в атмосферу!
Следует отметить, что по санитарно-инженерным требованиям снегосвалки должны располагаться только в промышленных районах, их ни в коем случае нельзя размещать в водоохранных зонах водных объектов в городской черте, ведь снег, который убирают с дорог, содержит различные вредные примеси. Но эти нормы соблюдаются далеко не всегда. Нередки случаи, когда снегосвалки устраивались чуть ли не в центре города! Яркий пример - ситуация в Бийске.
Отдельно нужно сказать об оснащении площадок: как указано в российских инженерных нормативах, у территории, отведенной под снегосвалку, должно быть водонепроницаемое дно и обваловка по всему периметру, исключающая сток талых вод на рельеф. Также необходимы: системы очищения талой воды, подключение к сетям канализации и пропускной пункт с телефонной связью. К сожалению, снегосвалок, отвечающих этим требованиям, единицы.
И даже если представить, что все нормативы соблюдаются на каждой из площадок (хотя для России это что-то из области фантастики!), использование снегосвалок все равно неразумно - ведь они занимают очень много места. Особенно большой проблемой это становится для тех населенных пунктов, где на счету каждый квадратный метр. А ведь нужно еще обеспечить уборку территории весной и удобные подъезды для транспорта!
Как же избавляться от снега более цивилизованно? В этом может помочь снегоплавильная станция. Это инженерное сооружение, предназначенное для растапливания снега, очистки полученной талой воды от различных загрязнений и слива ее в сточные сети города.
Конструкция снегоплавильной установки включает в себя в первую очередь бункер - емкость, служащую для растапливания снега. Внутри нее находится тепловыделяющий элемент (ТВЭл). Источники тепла могут быть следующими: газ, дизельное топливо, электричество, горячая вода. Есть еще узел установки (тепловой пункт), который обеспечивает подачу энергии к ТВЭлу, и узел очистки - он функционирует следующим образом: сначала удаляются тяжелые нерастворимые в воде загрязнения (песок, щебень и т.д.), затем - остальные примеси. Система слива талой воды бывает самотечной либо принудительной.
Снегоплавильные установки делятся на:
Конечно, снегоплавильня - эффективный инструмент для утилизации снега. Но даже при использовании подобных установок сохраняется необходимость применения реагентов с высокой плавящей способностью, которые позволяют уменьшить объем снежной массы, подлежащей плавлению. К сожалению, растопить весь снег в городе с помощью противогололедных материалов невозможно: во-первых, ливневые канализации в большинстве населенных пунктов не настолько совершенны, чтобы справиться с большим потоком талой воды, во-вторых - далеко не везде, к сожалению, закупаются современные эффективные реагенты. Так что наиболее разумным подходом к борьбе со снегом в нынешних российских реалиях является использование плавящих реагентов, имеющих положительное заключение ГЭЭ и все необходимые сертификаты, и утилизация остатков снежной массы с помощью снегоплавильных станций.