Декабрь, который из-за слякоти и плюсовой температуры несколько лет подряд логичнее было причислять к осени, чем к зиме, в этом году выдался морозным. Хрустящий снег, свежий, терпкий воздух - благодать! Вот только для уборки улиц в Санкт-Петербурге соль по-прежнему не применяется. И наступление холодов традиционно знаменуется увеличением числа ДТП и ростом уровня травматизма. Мы уже писали, что виной тому в первую очередь использование устаревшего ПГМ (противогололёдного материала) - пескосоляной смеси. Она не плавит лёд, лишь слегка его подтапливает - бурая каша замерзает снова, образуя вторичный гололёд.
Кто-то из горожан радуется избавлению от соли - от неё, мол, все беды. Но это скорее пример стереотипного мышления. Если проанализировать основные мифы о соли, легко понять, что эти утверждения далеки от истины.
Итак, приступим.
1) Лапы собак страдают от соли.
Это очень популярное заблуждение, что солевые реагенты «разъедают» лапы животных чуть ли не до костей. На самом деле к обморожению в зимний период может привести множество факторов. Снег, лёд, промёрзший асфальт - по всем этим поверхностям не очень-то комфортно ходить босиком, а четвероногим друзьям приходится. Что касается реагентов, то при правильном применении они безвредны для животных. Другое дело - передозировка. Если превысить норму расхода и не убрать шугу (снежную кашицу), получится ледяная вода. А в ней скорость теплообмена очень высока. Соответственно, прогулки по таким лужам чреваты переохлаждением. Но при условии грамотной работы дорожных служб и распределения реагентов согласно инструкции, подобные ситуации не должны возникать.
В любом случае лапы животных зимой нужно беречь - тут помогут защитные спреи или специальная обувь.
2) Реагенты выделяют вредные испарения.
Соли не испаряются, а кристаллизуются. Испаряется только вода, а она вряд ли опасна. Если бы соли испарялись, на нашей планете не было бы морей и океанов.
3) Машины покрываются ржавчиной из-за соли.
Главная причина коррозии - кислород. Даже в пустыне автомобиль может заржаветь «благодаря» ему. Плюс сильно влияют погодные условия в зимний период - снег, влажность, перепады температур. Есть, конечно, соли, которые способствуют ржавлению - натрий хлор в чистом виде, хлорид магния (бишофит). Но такие однокомпонентные реагенты - прошлый век. Будущее за многокомпонентными составами с антикоррозионными добавками (например, с формиатом натрия) - они оказывают на металлические конструкции щадящее воздействие.
4) Реагенты вредят почвам.
Какие-то - действительно, да (те же хлориды натрия и магния). Но многокомпонентные сбалансированные составы с биофильными добавками (формиат натрия) быстро разлагаются и не наносят почвам вреда. В Москве, по данным экологов, после перехода на такие средства 97% газонов не имеют признаков засоления. А в 2000-х годах, когда в столице применялся галит (техническая соль), 90% почв были засолены.
5) Солевые составы портят обувь.
Да, белые разводы могут образовываться. Но они легко убираются влажной тряпкой. Обуви зимой приходится несладко, и за ней нужно правильно ухаживать - регулярно чистить, смазывать жирным кремом или воском. В таком случае соль не впитается, и удалить её с поверхности любимых сапог или ботинок не составит труда.
Опять же, многое зависит от качества реагентов - некоторые производители выпускают специальные составы для тротуаров, которые максимально деликатно воздействуют на обувь. Пример - «Бионорд-тротуары» от УЗПМ.
Как видите, все основные мифы про соль - несостоятельны. Никаких реальных причин для отказа от солесодержащих антигололёдных средств у петербургских дорожных служб нет. Тем более абсурдно, что с зимы 2015-2016 года наш город засыпают бесполезным песком, игнорируя современный, востребованный во всём мире метод борьбы со скользкостью. А именно - применение растворимых многокомпонентных противогололёдных реагентов.